Третьяковская галерея находится в Москве.
Адрес Третьяковской галереи: 119017, г. Москва, Лаврушинский переулок, 10.
Станции метро: Третьяковская, Новокузнецкая, Полянка.
Телефон Третьяковской галереи: 8 (495) 957-07-27.
Время работы Третьяковской галереи: вт,ср 10:00–17:00; чт-сб 10:00–20:00; вс 10:00–17:00
Сайт Третьяковской галереи: tretyakovgallery.ru
Из тихого переулка, где она расположена, хорошо виден за рекой Москвой Кремль и прямая, высокая колокольня Ивана Великого, а правее пестрые купола храма Василия Блаженного.
В Третьяковской галерее собраны многие сотни картин, рисунков, скульптур, отражающих путь русского искусства от эпохи Киевской Руси до наших дней.
Представители правящих классов царской России пренебрежительно относились к русскому искусству и приобретали для своих дворцов в основном произведения западноевропейских мастеров.
Передовые люди русского общества, верившие в Россию и ее народ, гордились национальной культурой и предсказывали ее дальнейший расцвет. Для того чтобы познакомить с выдающимися созданиями русского искусства широкие слои общества, необходимо было собрать воедино все рассеянные по частным коллекциям полотна русских мастеров. За выполнение этой благородной патриотической задачи взялся Павел Михайлович Третьяков. Он был московским купцом, но широкая образованность, добытая упорным самостоятельным трудом, и демократический образ мыслей снискали ему уважение и дружбу таких выдающихся людей России, как И. С. Тургенев, Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский, И. Е. Репин, В. И. Суриков, И. Н. Крамской.
Располагая значительными средствами, Третьяков решил употребить их на создание национальной галереи.
В 1856 г. он приобрел картину художника Шильдера «Искушение», положив этим основание своему музею.
Когда Третьяков начинал свою собирательскую деятельность, еще не были известны имена Репина, Сурикова, В. Васнецова , Крамского, без которых сейчас немыслимо представить Третьяковскую галерею. Но Третьяков свято верил в грядущий расцвет русской школы живописи, связывая его с направлением демократического реализма, и приобретал для своей галереи в первую очередь произведения художников-передвижников .
Перед Третьяковым возникали подчас серьезные трудности. Приобретение запрещенной царской цензурой картины В. Г. Перова «Сельский крестный ход на пасхе» грозило Третьякову чуть ли не ссылкой в Соловецкий монастырь. Ему было запрещено показывать публике картину «Иван Грозный и сын его Иван».
Передвижники предоставили Третьякову право первому выбирать картины с их выставок — покупка картины для галереи Третьякова расценивалась художниками как высокая честь. Именно произведениям передвижников, проникнутым верой в народ, страстным желанием счастливой для него доли и не менее страстной критикой всего, «что тяготит и давит свет», в значительной мере обязана
Третьяковская галерея той поистине всенародной любовью, которой она пользуется в наше время.
Стремясь показать в своей галерее русское искусство в его историческом развитии, Третьяков собирал картины и более ранних периодов (произведения древнерусского искусства, этюды А. А. Иванова, портреты К. П. Брюллова).
Третьякову принадлежит и еще одна большая заслуга перед русской культурой — создание галереи портретов ее выдающихся деятелей. Лучшие русские художники — Н. В. Неврев, Н. Н. Ге, В. Г. Перов, И. Н. Крамской, И. Е. Репин—по заказу Третьякова создали первоклассные портреты «людей, дорогих нации» (по выражению Репина). Среди них портреты Л. Н. Толстого, И. С. Тургенева, М. Е. Салтыкова-Щедрина, И. А. Гончарова, М, И. Глинки.
В 1892 г. П. М. Третьяков передал в дар Москве свою галерею вместе с собранием своего брата С. М. Третьякова.
Многие из картин, находящихся в Третьяковской галерее, известны нам с детства. Мы встречаем их воспроизведения в школьных учебниках, альбомах, на открытках. Имена творцов этих картин: Репина, Сурикова, Шишкина (см. ст. «Русские пейзажисты»), Левитана (см. ст. «И. И. Левитан») и других — нам так же хорошо известны, как имена великих русских писателей — Пушкина, Гоголя, Тургенева, Л. Толстого.
Русское искусство, как и русская литература, формирует наше сознание, развивает патриотические чувства, учит видеть и любить прекрасное в окружающем мире и ненавидеть все, что уродует и портит жизнь.
Большевик В. Д. Бонч-Бруевич рассказывал о том, какие мысли и чувства будили выдающиеся полотна русских живописцев у революционной молодежи: «Еще нигде не описаны те переживания революционеров, те клятвы, которые давали мы там, в Третьяковской галерее, при созерцании таких картин, как «Иван Грозный и сын его Иван», как «Утро стрелецкой казни», как «Княжна Тараканова», как та картина, на которой гордый и убежденный народоволец отказывается перед смертной казнью принять благословение священника. Мы созерцали и «Неравный брак», воспринимая его как вековое угнетение женщины, подробно останавливались на «Крахе банка» и на «Крестном ходе…», часами рассматривали военные, жестокие и ужасные эпопеи Верещагина и долго, долго смотрели на судьбу политических — нашу судьбу — «На этапе» и близко понимали «Бурлаков на Волге» и тысячи полотен и рисунков из жизни рабочих, крестьян, солдат, буржуазии и духовенства…» В этих словах раскрывается большая воспитательная роль Третьяковской галереи еще в предреволюционный период.
В. И. Ленин, посещая Третьяковскую галерею, говорил: «Все это мы должны дать широким массам». 3 июня 1918 г. В. И. Лениным был подписан декрет о национализации галереи, о превращении ее в очаг просвещения и художественного воспитания народа. Признание заслуг Третьякова перед русской культурой выразилось в том, что за галереей навечно закреплено имя ее основателя.
Галерея непрерывно пополняется не только старыми, но и новыми произведениями живописи, скульптуры и графики. Искусство в нашей стране создают все народы Советского Союза, и, отражая этот новый этап, галерея перестает быть музеем только дореволюционного русского искусства и превращается в сокровищницу советского многонационального искусства. В картинах, висящих на стенах советского отдела галереи, как в многочисленных зеркалах, отразилась жизнь пятнадцати союзных республик.
Приобщение к искусству широчайших трудящихся масс — основная цель той большой и многообразной работы, которая проводится в галерее. Для трудящихся, школьников и студентов организуются лекции, экскурсии, занятия, кружки по истории русского искусства, постоянно подготавливаются новые выставки, посвященные творчеству русских художников.
Галерея — центр научно-исследовательской деятельности. Здесь создаются книги и статьи, проводятся научные совещания и конференции. В галерее изучаются и хранятся документы, относящиеся к истории русского искусства.
До Великой Октябрьской социалистической революции за год галерею посещало не более 50 тыс. человек. А сейчас число посетителей в год намного превышает миллион.
Значение Третьяковской галереи в развитии русского и советского изобразительного искусства было высоко оценено Советским правительством и народом нашей страны — накануне своего столетнего юбилея Государственная Третьяковская галерея была награждена орденом Трудового Красного Знамени.
Комментариев нет:
Отправить комментарий