Замечательный французский писатель Ромен Роллан известен во всем мире, как поэт дружбы, братства, духовного единения людей. Творчество Роллана, его романы, драмы и публицистика проникнуты мыслью, что человечество должно создать союз добрых, свободных душ, противопоставить свою моральную силу пропагандистам и зачинщикам войны.
В отличие от большинства французских писателей начала XX в. Ромен Роллан создавал героические характеры, подвергая решительному пересмотру взгляды на жизнь, на человека, сложившиеся при капитализме. Прославленные герои Роллана — немецкий композитор Жан Кристоф Крафт (роман «Жан Кристоф»), передовая женщина Аннета Ривьер, ее сын Марк (роман «Очарованная душа») — отказываются жить по тем законам, которые им навязывает буржуазное общество, бросают вызов его нравам, искусству и политике. Герои Роллана вместе с самим писателем, вместе с лучшими людьми того времени страстно стремятся заглянуть в завтрашний день человечества.
Ромен Роллан родился в тихом бургундском городке Кламси, в интеллигентной буржуазной семье. В 1880 г. он с родителями переехал в Париж, где поступил в Эколь Нормаль (одно из лучших во Франции высших учебных заведений). Одаренный музыкант, Роллан избрал историю музыки своей специальностью. Но наряду с этим он глубоко интересовался литературой, искусством, философией.
Большое значение в творчестве Роллана имело его знакомство с классической русской литературой, с творчеством Л. Н. Толстого. «Толстой — великая русская душа, светоч, воссиявший на земле… озарил юность моего поколения», — писал Роллан. «Никогда еще в Европе не звучал голос, равный ему по силе».
Крупнейшее произведение Роллана — «Жан Кристоф» (1904—1912).
Историю жизни и духовного формирования своего героя, талантливого немецкого композитора, «Бетховена в сегодняшнем дне», Роллан вдумчиво прослеживает от его детских лет до глубокой старости.
Поэтичны первые книги романа, где описано детство Жана Кристофа, пробуждение его музыкального таланта, первые привязанности, дружба с Отто и другими детьми. Но Кристоф, мальчик из бедной семьи, узнает не только радость дружбы и творчества, он становится жертвой социальной несправедливости. Немецкое аристократическое общество второй половины прошлого века хотело, чтобы одаренный Кристоф оставался его лакеем. Со всей неукротимостью своего бурного характера Кристоф бросает вызов мещанскому обществу Германии и уезжает во Францию.
Но и во Франции, как увидел Кристоф, в то время искусство было унижено. Дельцам от искусства, торговцам искусством Кристоф выносит суровый приговор и заявляет, что они не представляют собой Франции.
Образ Кристофа приобретает в романе глубоко драматический характер. Один во Франции, не имея возможности вернуться на родину, без всякой материальной поддержки, непризнанный художник-новатор, он сохраняет свою духовную независимость, честность, принципиальность. Его мятущаяся душа не знает покоя. Наконец, во мраке отчаяния появляется просвет надежды. Кристоф нашел единомышленника, друга в Оливье Жанене, французском музыканте, который помог ему увидеть истинную душу Франции — страны великого искусства.
В 1913 г. Роллан создал свою вдохновенную повесть «Кола Брюньон» («Жив курилка»).
Герой повести — столяр, резчик по дереву Кола Брюньон — выходит из далекого прошлого, чтобы побеседовать с людьми нашего века. Действие происходит в 1616 г. в родном городе Роллана — Кламси через несколько лет после убийства короля Генриха IV.
Недавно еще Франция была охвачена пожаром религиозной войны. Народ притесняют феодалы, погреба крестьян грабят солдаты — свои и вражеские. В стране только что свирепствовала чума. Дом Кола сожгли, сожгли и его мастерскую. Поистине есть от чего прийти в уныние!
Но Кола не унывает. Как из рога изобилия, сеет он народные шутки и поговорки, высказывает трезвые суждения, окрыляя читателя своим оптимизмом. От всех невзгод у Кола есть спасение — вдохновенный и вечно обновляющий жизнь труд.
Кола убежден, что только труд делает человека человеком. Поэтому он с полным основанием противопоставляет трудящийся люд родовитой знати. Будь то «сир» или «мессир» — ни один из них нас не стоит, говорит Кола, «пример подаем мы».
Повесть Роллана написана ритмической и подчас рифмованной прозой. Писатель с замечательным искусством соединил в ней авторский текст с народной речью, пословицами и поговорками. Проникая в дух национального языка, Роллан приобщался к народной мудрости.
Книга о хорошо прожитой человеческой жизни — «Кола Брюньон» по замыслу автора должна была отрезвить тех, чей разум помутился от военной пропаганды. Она напоминает людям, что смысл жизни не в завоеваниях чужих земель, не в угнетении человека человеком, а в подлинном его раскрепощении.
С победой Великой Октябрьской революции перед всем передовым человечеством, как и перед Ролланом, открылся новый, светлый путь. Роллан горячо приветствовал социалистическую революцию. В мае 1917 г. он написал статью «Привет свободной и несущей свободу России». Многолетняя дружба связала Роллана с М. Горьким.
В начале 30-х гг. Ромен Роллан, активный участник антифашистского движения и один из самых верных друзей Советского Союза во Франции, завершил свою работу над большим романом о новой интеллигенции Запада — «Очарованная душа» (1922—1933).
В годы второй мировой войны тяжело больной Роллан не отказался от творчества, не утратил связи с народом, сражавшимся за освобождение Франции от ига оккупации. В письмах к Эли Валаку, парижскому рабочему-коммунисту, расстрелянному гитлеровцами в 1942 г., Роллан говорит: «Я пишу для лучших времен… Надо быть смелым и терпеливым и всем вместе вести борьбу против гитлеризма, до победы над ним… Теперь, когда я приближаюсь к концу моей жизни, самое дорогое для меня — мысль, что эта жизнь была нужна и до сих пор нужна молодежи Франции. Пусть же моя жизнь продолжает давать вам свет и тепло и тогда, когда я вас покину!»
Слова Роллана, обращенные к французской молодежи, его литературное наследие дороги и советским читателям. Роллана любят и хорошо знают в нашей стране, где мысли выдающегося французского художника всегда встречают горячий отклик.
Комментариев нет:
Отправить комментарий