С портрета на нас смотрит молодое, выразительное лицо, привлекая к себе глубоким, умным взглядом прекрасных глаз и доброй усмешкой решительного рта. Это Николай Александрович Добролюбов, о котором его знаменитый современник поэт Некрасов сказал:
Осенью 1856 г. на страницах «Современника» появилась критическая статья об одном из русских журналов XVIII в.
«Собеседник любителей российского слова», подписанная никому не известным именем: Н. Лайбов. Так (сокращенно от Николай Добролюбов) подписал свою первую статью будущий великий критик, в то время еще студент Петербургского педагогического института.
Через год, едва окончив высшее учебное заведение, Добролюбов стал постоянным сотрудником журнала «Современник».
В «Современнике» Н. А. Добролюбов работал сотрудником до своей преждевременной смерти, т. е. неполных пять лет.
Ведение раздела критики и библиографии, редакторская работа целиком захватили Добролюбова. Он создал сатирический отдел в журнале под названием «Свисток», ставивший перед читателем наиболее злободневные вопросы. Здесь очень часто печатались острые сатирические стихи самого Добролюбова, который обладал незаурядным поэтическим даром.
Критические статьи Добролюбова были особенно популярны. Читатель полюбил в них смелую, острую постановку самых животрепещущих вопросов современности. Выход очередного номера «Современника» ожидался передовыми русскими читателями с огромным нетерпением. Свежие, еще пахнувшие типографской краской номера журнала жадно расхватывались революционно настроенной молодежью и поспешно раскрывались на страницах, подписанных уже всем теперь знакомой фамилией молодого публициста.
Огромное значение в развитии русской критики имели статьи Добролюбова «Что такое обломовщина?» (о романе Гончарова «Обломов»), «Темное царство» (о драматургии А. Островского), «Луч света в темном царстве» (о пьесе А. Островского «Гроза»), «Когда же придет настоящий день?» (о романе Тургенева «Накануне»), В них Добролюбов, анализируя художественное произведение, подвергает критике и саму жизнь, которая в нем отражена, ее общественные основы. Добролюбов страстно изобличает «темное царство» купеческой России, показанной в пьесах Островского, а в статье «Что такое обломовщина?», определяя героя романа Гончарова как типичного представителя дворянства, критикует дворянско-помещичий уклад.
Как подлинный революционер-демократ, горячо преданный родине и любящий свой народ, Добролюбов был прежде всего смелым борцом за свободу. Его мировоззрение полностью совпадало с передовыми идеями века — стремлением к уничтожению крепостного права и самодержавного гнета, борьбой за личную свободу и человеческое достоинство. Пропагандировать свои взгляды Добролюбов мог только через литературу, в которой видел силу, способную в художественной форме отразить наиболее передовые идеи века и тем самым пробудить народное самосознание, вызвать к жизни «великие силы, таящиеся в народе».
Основными требованиями Добролюбова к литературе были реализм и народность. По его мнению, художественное произведение должно быть живым отражением жизни, а чем ближе оно к выражению народных интересов, тем оно значительнее и выше.
Множество замыслов рождалось в голове писателя. Жизнь выдвигала волнующие вопросы, призывая к кипучей деятельности. Но Добролюбов был тяжело болен. Смерть оказалась трагически близкой. Талантливый литератор, недюжинный поэт, блестящий критик скончался на 26-м году жизни.
Вся деятельность Добролюбова была направлена на борьбу за светлое будущее, счастье народное.
«О, как он любил тебя, народ! — говорил Чернышевский. — До тебя не доходило его слово, но когда ты будешь тем, чем он хотел тебя видеть, ты узнаешь, как много для тебя сделал этот гениальный юноша, лучший из сынов твоих».
Комментариев нет:
Отправить комментарий