Произведения великого русского писателя-сатирика Михаила Евграфовича Салтыкова-Щедрина поражают необыкновенным знанием русской жизни, широтой ее охвата: крепостная деревня и господская усадьба, захудалый провинциальный городишко и столичный Петербург, царь и мужик, чиновник и поп, городской бедняк и аристократ — словно под увеличительным стеклом вырастают они под сатирическим пером писателя.
Книги Салтыкова-Щедрина были полны гнева, обиды и боли за Россию, за горькую жизнь ее народа. Писатель сумел подняться в них до революционного отношения к жизни, до социалистического идеала, осветившего все его творчество.
Салтыков родился и вырос в семье помещика-крепостника. Учился он в пансионе, а потом в лицее, который из детей аристократов готовил будущих царских чиновников. Но у наблюдательного и чуткого юноши пробуждается протест против жестокости и бесчеловечия, процветавших в самодержавно-крепостнической России.
Ответы на волнующие его вопросы он находит в статьях Белинского, в сочинениях социалистов-утопистов, в беседах с революционером Петрашевским.
В первых же произведениях Салтыков выступил против социального неравенства, отразив протест угнетенных. Герою его повести «Запутанное дело» (1848) общественный строй России представляется в виде огромной пирамиды из людей, в самом основании которой — бедняки, задавленные непосильными тяготами жизни. Герой повести ищет революционный выход, но гибнет.
Семью годами ссылки в Вятку заплатил Салтыков за свою обличительную повесть. В Вятке он ближе познакомился с повадками взяточников-чиновников, нравами помещиков — угнетателей крестьян, увидел своими глазами жизнь народа и обо всем этом написал в книге «Губернские очерки», на которой впервые появился его псевдоним — Щедрин. Вся грамотная Россия читала «Губернские очерки». Это было накануне отмены крепостного права.
Наиболее резко и решительно выступил великий сатирик против самодержавия в своей знаменитой книге «История одного города» (1869— 1870). Вымышленный провинциальный город Глупов — это как бы царская Россия в миниатюре. Городом управляют градоначальники, приносящие жителям голод, разорение, нужду.
В глуповских правителях сатирик показывал облик русской самодержавной власти, смело используя выдумку, фантастику, преувеличение. Градоначальника Брудастого, например, он наделил головой, которая снималась, как шляпа, а внутри имела «органчик», выкрикивавший два слова: «Не потерплю! Раззорю!» Этих слов было достаточно Брудастому для управления Глуповом. Брудастому ничто человеческое не знакомо, ибо он сам уже не человек, а машина. При нем в Глупове «хватают и ловят, секут и порют, описывают и продают». Это и было то самое, что творилось в России, в особенности после реформы 1861 г.
Градоначальник Бородавкин «спал только одним глазом» и «столько вмещал он в себе крику, что от оного многие глуповцы и за себя, и за детей навсегда испугались». Градоначальники «просвещали» глуповцев. Слово «цивилизация» Бородавкин толковал как «науку о том, колико (т. е. как) каждому гражданину российской империи… быть твердым в бедствиях надлежит». В результате «цивилизованного» управления градоначальника Негодяева Глупов представлял собой «беспорядочную кучу почерневших и обветшавших изб», «глуповцы обросли шерстью и сосали лапы».
Идею обреченности самодержавия, его враждебности историческому прогрессу и счастью народа Щедрин наиболее ярко выразил в образе градоначальника Угрюм-Бурчеева. Этот правитель-идиот хотел превратить Глупов в большую казарму, глуповцев — в рабов: они должны были вставать, ложиться спать по сигналу, ходить на работу в строю, пахать и боронить по команде. Праздников не полагалось. Не полагалось радости, песен, веселья. «Зачем?» — спрашивал угрюмый деспот. Высмеивая попытки самодержавия остановить движение России по пути просвещения, задержать развитие освободительного движения, Щедрин рассказывает, как Угрюм-Бурчеев безуспешно хотел плотиной из навоза и мусора остановить реку (т. е. историю, прогресс). В конце книги на Глупов надвигается гроза, уничтожающая последнего глуповского деспота. Это был символ революции, пророчество о скором конце царизма.
Щедрин как писатель и публицист всю свою жизнь вел борьбу с помещичьим классом. Критике дворянства он посвятил роман «Господа Головлевы» (1880) и хронику «Пошехонская старина» (1887—1889), ряд сказок и сатирических обозрений.
С особенной психологической глубиной был раскрыт писателем процесс вырождения дворянства и распада барской семьи в романе «Господа Головлевы», в котором отразились и дореформенная, и пореформенная эпохи. Три поколения семьи Головлевых проходят перед читателями — люди, непригодные к жизни, к труду, душевно опустошенные, кончающие одни пьянством, другие — самоубийством. Головлевы прежде всего — собственники. Все они ненавидят и боятся друг друга. Идет непрестанная семейная война, здесь не жалеют ни больных, ни слабых, ни умирающих. Не случайно победил всех и захватил все богатства семьи Порфирий Головлев — Иудушка, как прозвали его близкие. В образе Иудушки Щедрин полно и глубоко показал процесс обесчеловечивания русского помещика-собственника. Иудушка любит изображать себя покорным сыном, нежным отцом, заботливым братом, честным и бескорыстным человеком, но в действительности для него нет ничего священного, дорогого, родного. Он обкрадывает мать, глумится над умирающим братом, одного сына доводит до самоубийства, другого — до ссылки, от третьего отказывается. С изумительным мастерством строится в романе речь Иудушки. Его многословие прикрывает коварство и лицемерие. Он обращается к своим жертвам с особенно ласковыми словами, когда задумывает очередную подлость. «Словами-то он сгноить человека может»,— говорит об Иудушке староста.
Салтыков-Щедрин был суровым обличителем не только крепостнического строя, но и народившегося буржуазного общества. В книгах, написанных в 70—80-х гг. («Благонамеренные речи», «Убежище Монрепо», «За рубежом»), сатирик создал типы буржуазных хищников Дерунова, Колунаева, Разуваева. Эти хищники идут к богатству путем обмана, мошенничества, преступления.
В 80-х гг., когда преследование царизмом передовой литературы стало особенно свирепым, когда был закрыт редактируемый Щедриным демократический журнал «Отечественные записки», нужно было искать новые формы общения с широким читателем. И Щедрин нашел такой способ: используя характерную для народного творчества фантастику и образы животных, он создает сатирические сказки.
Щедрин смело обличал грабительское, враждебное просвещению и прогрессу самодержавие. Злой и глупый царь Орел не способен одолеть даже азбуку («Орел-меценат»). Не лучше его и столпы царской власти: министр Осел, тупой губернатор Медведь («Медведь на воеводстве»). Тип помещика-хищника и хищника-буржуа сатирик заклеймил в образе кровожадного волка («Бедный волк»). Щедрин не забыл в своих сказках и либералов. Писатель высмеял их трусость и угодливость, их действия «применительно к подлости» (сказка «Либерал»). Сказки, как и многие другие произведения Щедрина, написаны «эзоповым» языком (иносказательно), но смысл их легко воспринимался читателем.
Голос Щедрина дошел до народа. «…Мы узнали и полюбили сочинения… Михаила Евграфовича, — писали тифлисские рабочие в 1889 г.— Дух Его всегда будет жить между нами, в его бессмертных рассказах: будет ободрять нас на хорошее, общее дело, на борьбу против зла, угнетения и на поиски правды и света».
Комментариев нет:
Отправить комментарий