реклама 545.su

вторник, 12 октября 2021 г.

Отзывы о Генрике Ибсене

 Слышали ли вы сказочную музыку Эдварда Грига, написанную к драме Генрика Ибсена «Пер Гюнт»? Вслед за великим норвежским писателем Григ уводит нас к диким, скалистым берегам, изрезанным узкими заливами-фиордами, в таинственные лесные дебри суровой, но прекрасной Норвегии, чтобы познакомить с миром необыкновенных героев.

Здесь в соседстве с фантастическими обитателями леса — троллями — живут крестьяне — герои драмы Ибсена: старая Озе, ее сын Пер Гюнт. В этих лесах всю свою жизнь одиноко провела Сольвейг, еще молодой девушкой пообещав Гюнту дождаться его возвращения из странствий по миру. Возвратясь из своих скитаний с пустыми руками и зачерствевшим сердцем, Пер Гюнт услышал в лесу песнь Сольвейг. Она оживила в его душе воспоминания о молодости, о напрасно покинутой родине.

Генрик Ибсен родился в маленьком норвежском городке Шиене. Уже с пятнадцати лет он должен был начать трудиться. Живя вдали от близких, Ибсен работал аптекарским учеником в Гримстаде. Взгляды молодого Ибсена сформировались во второй половине 40-х гг. прошлого века, отмеченных подъемом революционного движения в Европе. «Под шум великих международных бурь» Ибсен писал стихи, обращенные к героям венгерской революции 1848 — 1849 гг.

Драматическое творчество Г. Ибсена связано с его режиссерской работой в первом норвежском национальном театре в г. Бергене, а затем в Кристиании (ныне г. Осло). В 50-х гг. Ибсен создал свои героические драмы, написанные по мотивам скандинавского эпоса. Обращаясь к народным преданиям, писатель хотел поднять патриотические чувства в своем народе. Страстный призыв к борьбе за национальное единство прозвучал в исторической драме Ибсена «Борьба за престол» (1863).

Во второй половине 60-х гг. Генрик Ибсен в Италии создает философско-аллегорические драмы «Бранд» и «Пер Гюнт». Сохраняя яркий национальный колорит, пьесы Ибсена ставят «вечные», основные проблемы человеческой жизни. Каким должен быть человек? В чем смысл жизни?

Норвегия вступила тогда на путь буржуазного развития. «Вечные» вопросы приобретали в этих условиях актуальное значение. Ибсен во весь голос сказал в своих пьесах об ответственности человека перед жизнью. Он хотел, чтобы его соотечественники, сохранив лучшие черты своей личности, сумели противопоставить их миру собственников и мещан. На различных примерах Ибсен показывал, как много теряет человек, порывая с родиной и народом, думая только о самом себе, становясь черствым эгоистом.

Герои Ибсена каждый по-своему восстают во имя торжества правды и человеческого достоинства против лжи и эгоизма. В пьесе «Кукольный дом» (1879) Ибсен раскрыл духовную драму женщины в буржуазной семье, провозгласил право личности на борьбу за свои человеческие права. Когда героиня пьесы Нора обнаружила ложь, на которой было построено ее семейное благополучие, когда поняла, что была для мужа всего лишь «куклой», а не другом, она пришла к смелому решению уйти от мужа и жить самостоятельно.

Герой другой известной драмы Ибсена — «Враг народа» (1882), доктор Стокман, вступает в непримиримый конфликт с владельцами курортного городка, которые бессовестно обманывают народ ради своих прибылей.

По-своему строя сюжет своих пьес, изображая жизнь главным образом через переживания, через внутренний мир героев, Ибсен захватывает внимание зрителей стремительным развитием характеров, которые он так ярко умеет обрисовать. Действие пьесы «Кукольный дом» охватывает всего несколько дней, однако Нора, успев за этот короткий отрезок времени пересмотреть всю свою жизнь, как бы рождается на наших глазах вновь. Зритель на протяжении всего спектакля взволнованно наблюдает за напряженной душевной борьбой Норы, тогда как ее муж — черствый эгоист Хельмер, так до конца и не понимает, что же произошло за это время с его женой.

В соответствии с построением пьес особые черты приобретает у Ибсена диалог. Герои его пьес как бы ведут разговор вслух и одновременно «про себя». Зритель должен не только следить за тем, что говорят герои пьесы Ибсена, но и понять, о чем каждый из них умалчивает.

Беспощадно бичуя эгоизм, душевную черствость, Ибсен стремился заставить зрителей трезво, сурово оценить свою собственную жизнь, свои поступки. Хотя Ибсен не всегда мог правильно ответить на вопросы своего времени, он ставил важные нравственные проблемы, от которых не должен отворачиваться человек. Всей душой великий художник слова мечтал об обновлении мира.

Драмы Ибсена пользовались горячей любовью русских зрителей еще при жизни писателя. Замечательные русские артисты воплотили на сцене образы Норы, Бранда и доктора Стокмана. В исполнении В. Ф. Комиссаржевской, В. И. Качалова и К. С. Станиславского драмы Генрика Ибсена вошли в историю русского театра.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Отзывы о городе Ростов-на-Дону

Ростов-на-Дону является крупным административным, экономическим, культурным, научно-образовательным, промышленным центром и важнейшим трансп...