реклама 545.su

четверг, 14 октября 2021 г.

Отзывы о B. В. Маяковском (1893-1930)

 Шел как-то, лет тридцать с лишним назад, по одному из переулков Замоскворечья в нашей столице очень высокий и широкоплечий человек. Шел, по-хозяйски широко и прочно шагая, зорко поглядывая вперед, высоко неся красивую голову.

И замоскворецкие мальчишки, видя, что идет по улице такой великан, закричали ему вслед, как обычно дразнят очень уж высоких людей: «Дяденька! Достань воробышка!»

Огромный человек разом остановился, оглянулся круто, посмотрел сверху на ребят через широкое свое плечо и очень вежливо, вполне серьезно спросил: «А орла не хотите?»

Опешили мальчишки… Никак не ожидали они такого ответа от грозного на вид великана. Думали подразнить его, а сами попали впросак. И не знали мальчишки, что дерзко окликнули они на своей улице знаменитого поэта. Ведь это был Маяковский — Владимир Владимирович Маяковский, стихи которого уже тогда знали по всей нашей советской земле и во многих далеких странах. Конечно, Маяковский пошутил с ребятами, предложив им достать орла. Но в этой шутке очень хорошо сказался характер поэта: он всегда готов был откликнуться на просьбу своих младших и старших читателей и даже, как говорится, перевыполнить ее. Он всегда стремился сделать близкими для людей чувства высокого орлиного полета. Да! Если уж доставать с неба — то не воробышков, а орлов!

В этой коротенькой веселой сценке, разыгравшейся когда-то в одном из переулков близ Москвы-реки, можно разглядеть Маяковского таким, каким он был в жизни.

Владимир Владимирович Маяковский родился в небольшом грузинском селении Багдади (ныне Маяковски), близ города Кутаиси, 19 июля 1893 г. Отец его, Владимир Константинович Маяковский, был лесничим. Высокий, плечистый широкобородый человек, внимательный семьянин, живая, добрая душа. Жители Багдади и окрестных селений уважали и любили русского лесничего за его справедливость, за отзывчивое отношение к местным труженикам. Володя Маяковский рос среди грузинских ребят. Потом он учился в Кутаисской гимназии. Революционные события 1905 г. потрясли всю Россию и бурей прокатились по Закавказью. Старшая сестра Людмила, учившаяся в Москве, привозила домой тайком запретные революционные стихи. Их читали шепотом. И впоследствии Маяковский, вспоминая о тех днях детства, писал: «Стихи и революция как-то объединились в голове».

Это было сказано не ради красного словца. Для Маяковского действительно всю жизнь поэзия не существовала отдельно от революции. Он не признавал литературы, которая оторвана от жизни, от народа, от борьбы за права трудовых людей на заработанное ими счастье.

После внезапной смерти отца в 1906 г. осиротевшая семья переехала в Москву.

Володя Маяковский, будучи еще подростком, стал помогать революционерам в борьбе с царским правительством. Он выполнял поручения большевистской партии, участвовал как агитатор в тайных рабочих сходках, распространял революционные листовки. Работал он смело и настойчиво. Царская полиция следила за каждым его шагом. Маяковскому пришлось трижды сидеть в тюрьме.

При последнем длительном аресте его только из-за несовершеннолетия не отправили в далекую ссылку. Выйдя в 1910 г. из тюрьмы, он решил серьезно взяться за учение, так как понял, что истинный революционер должен обладать большими и крепкими знаниями. Маяковский хорошо рисовал и до ареста учился недолго в Строгановском художественно-промышленном училище. В 1911 г. он поступил в Училище живописи, ваяния и зодчества. Там началась и его поэтическая деятельность.

Незадолго до первой мировой войны Маяковский, разъезжавший со своими друзьями-поэтами по России с публичными лекциями, задумал большую поэму. Он закончил ее в 1915 г. и назвал «Тринадцатый апостол». В гневных и страстных стихах поэт громил царский строй, пошлую любовь сытых и тупых людей, продажное искусство, служащее богачам, и религию, обманывающую людей. «Четыре крика долой»: «долой вашу любовь», «долой ваше искусство», «долой ваш строй», «долой вашу религию» — так объяснял идею своей четырехчастной поэмы сам Маяковский. Царская цензура заставила поэта изменить название поэмы, и тогда Маяковский переименовал ее с озорным вызовом в «Облако в штанах». Глубоко искренняя, написанная с неслыханной силой, поэма сразу произвела огромное впечатление на передовых читателей. Ее высоко оценил М. Горький.

Когда в октябре 1917 г. вооруженные рабочие, красногвардейцы и революционные моряки во главе с коммунистами-большевиками бросились на штурм Зимнего дворца, чтобы уничтожить старую власть капиталистов, матросы запели боевую песенку-частушку:

Ешь ананасы,
Рябчиков жуй,
День твой последний
приходит, буржуй!

Буржуями, как известно, в то время звали богачей, капиталистов… А гневную, задорную и звонкую песенку, с которой матросы-большевики пошли бить буржуев, сочинил поэт Владимир Маяковский. Уже тогда боевые строчки Маяковского были на устах у тех, кто добывал для народа, для себя справедливую Советскую власть.

Теперь Маяковский с восторгом и любовью взялся за огромную работу. Он писал революционные стихи и марши, которые наизусть заучивали боровшиеся за власть Советов молодые моряки и солдаты, сочинял пьесы для нового, советского театра, сам рисовал плакаты, которые с его же стихотворными подписями выставлялись в «окнах РОСТА» (Российского телеграфного агентства).

Маяковский был не только вдохновенным поэтом, но и великолепным чтецом. Голос у него был редкостной силы. Стекла в окнах начинали дребезжать, когда Маяковский громко читал свои стихи в комнате. Но Маяковский не хотел стеснять стихи маленькими комнатами. Он любил выступать в больших залах новых рабочих клубов, в цехах заводов во время перерыва в работе, на огромном стадионе, где его слушали пионеры, в военном лагере, куда его приглашали красноармейцы. Маяковский и стихи свои писал так, чтобы они гремели далеко и звонко, чтобы удобно было читать их вслух. Для этого он и придумал особый способ печатать стихи — не в строчку, а лесенкой. При этом яснее становился смысл и ярче выразительность стиха на каждой строчке-ступеньке.

Для Маяковского поэзия была революционным делом, а не только отражением революции. Он видел прекрасное лишь в том, что служит революционному народу, помогает делать прекрасной жизнь. И сам он «всю свою звонкую силу поэта», все свои стихи, всю жизнь свою отдал народу, революции, Родине.

Высмеивая тех, кто мешал строить новую жизнь в нашей стране, Маяковский славил в своих пламенных стихах нашу Родину, Коммунистическую партию, великий советский народ и вождя Октябрьской революции Владимира Ильича Ленина.

Маяковский много путешествовал, побывал в разных странах Европы и Америки. И люди там прислушивались к могучему голосу советского поэта, который рассказывал правду об Октябрьской революции, о нашей социалистической стране.

Народ наш оценил и полюбил своего могучего, умного, страстного, веселого поэта. Таким был Маяковский при жизни. Таким он остался навсегда в своих стихах и после смерти. Когда началась Великая Отечественная война, в первый же день ее вспомнились многие стихи Маяковского, в которых поэт давно уже готовил нас к боям с фашистами. Наши солдаты и офицеры увозили с собой на фронт томики стихов Маяковского. И по-прежнему звали на борьбу слова его «Левого марша»:

Коммуне не быть покоренной.
Левой!
Левой!
Левой!

Недаром в Москве, в Музее Маяковского, хранятся книжки поэта, пробитые на фронте вражескими пулями…

И сегодня звучат по всему свету незабываемые стихи Маяковского «О советском паспорте», полные гордой любви к нашей Родине, знаменитые поэмы «Хорошо!», «Владимир Ильич Ленин», «Про это», «Люблю», «Во весь голос» и множество других замечательных произведений поэта. Веселые, остроумные пьесы Маяковского «Клоп», «Баня», «Мистерия-Буфф» идут на сценах наших театров и театров других стран. Стихи Владимира Маяковского давно уже знают во всех уголках земного шара.

Поэзия поэта-великана, могучего литературного воина Октябрьской социалистической революции, вдохновляет нас в нашем движении к коммунизму и помогает миллионам людей во всех странах бороться за мир во всем мире.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Отзывы о городе Ростов-на-Дону

Ростов-на-Дону является крупным административным, экономическим, культурным, научно-образовательным, промышленным центром и важнейшим трансп...