А кто там идет по болотам и лесам
Это стихотворение-песню зачинателя революционной белорусской литературы Янки Купалы перевел на русский язык М. Горький, предсказав, что оно «…может быть, на время станет народным гимном белорусов» — гимном, зовущим на борьбу.
Янка Купала (Иван Доминикович Луцевич) родился 7 июля (25 июня) 1882 г. в семье бедного белорусского крестьянина-арендатора. Нищета и непосильный труд с самого детства, переезды родителей от одного помещика к другому не позволили поэту получить систематическое образование. Кое-как овладев грамотой, Купала при свете лучины или костра жадно и без разбора читал все, что можно было достать в дореволюционной белорусской деревне. Умом и сердцем деревенского подростка овладели Некрасов, Шевченко, Салтыков-Щедрин, Кольцов (см. ст. об этих писателях) и белорусские поэты-демократы Ф. Богушевич и Я. Лучина. Вскоре Купала и сам берется за перо, чтобы рассказать в стихах о своем обездоленном народе, вдохнуть в него силы для борьбы за счастливую и свободную жизнь.
Работая чернорабочим на помещичьем винокуренном заводе (в 1905 г.), Купала послал в издававшуюся тогда в Минске русскую прогрессивную газету «Северо-Западный край» свое стихотворение «Мужик». 15 мая (старого стиля) 1905 г. оно появилось на страницах газеты, вызвав одобрение в среде простых тружеников и злобу царских чиновников. Уже в этом первом стихотворении Купала выступил как поэт-демократ, как человек-борец:
С 1907 г. стихи Янки Купалы, зачастую изуродованные цензурой, начали появляться в газете «Наша нива» — единственной газете, издававшейся на белорусском языке. О направленности ранней поэзии Купалы красноречиво свидетельствуют строки из его стихотворения «Расшумелся лес туманный» (1906):
В 1906 г. в Петербурге вышел первый сборник стихотворений Янки Купалы «Жалейка» («Свирель»). В лице молодого белорусского поэта царские сатрапы сразу увидели непримиримого врага. Первая книга Купалы была конфискована, а «виновные» в ее издании и автор подвергнуты уголовному преследованию.
Поэзия Купалы сразу нашла своих читателей в среде белорусских крестьян и далеко за пределами Белоруссии. Она подкупала глубиной и непосредственностью чувства, богатством образного языка, песенностью, близкой народному творчеству. «Просто, задушевно и, видимо, поистине народно», — писал М. Горький о поэзии Купалы и Коласа. Рожденная революцией 1905 г., поэзия Янки Купалы стала центром, вокруг которого объединились все силы белорусской демократической интеллигенции.
Великая Октябрьская социалистическая революция принесла белорусскому народу подлинное освобождение. В 1919 г. образовалась Белорусская Советская Социалистическая Республика. По-новому зазвучали песни Купалы на родной освобожденной земле, на новую высоту поднялось его творчество. Купала стал вдохновенным певцом счастья своего народа, добытого в суровой борьбе. Он перевел на родной язык «Интернационал», создал волнующие стихи и поэмы о социалистической родине.
За выдающиеся заслуги в области литературы правительство Белорусской ССР в 1925 г. присвоило Янке Купале звание Народного поэта республики. С созданием Белорусской академии наук Купала был избран действительным членом Академии наук БССР, а позже и Украинской ССР.
Социалистические преобразования в Белоруссии вдохновили Янку Купалу на новые поэмы и стихи, ставшие классикой нашей советской поэзии. Его поэмы «Над рекой Орессой», «Город Борисов», стихотворения «Лен», «Белоруссии орденоносной», «Гости» и сотни других произведений — яркие образцы подлинно патриотической литературы.
Великую Отечественную войну Купала встретил как мужественный воин. Он пламенным словом звал свой народ на борьбу с врагом, вселяя в сердца народных мстителей веру в победу над фашизмом. Его стихи и статьи, публиковавшиеся в «Правде», «Известиях», фронтовых и партизанских газетах, в миллионах листовок, были полны глубокой веры в победу советского народа над фашизмом.
В широко известном стихотворении «Белорусским партизанам» поэт писал:
Янке Купале не суждено было вместе со всем советским народом отпраздновать победу над врагом. 28 июня 1942 г. смерть оборвала его кипучую жизнь.
Комментариев нет:
Отправить комментарий