Как высоки горы Армении, так высок и облик Ованеса Туманяна. Как глубоки озера Армении, так глубоки и думы Ованеса Туманяна. Зеленые леса, пахучие травы Армении словно напоили своими ароматами и соками чудесный талант неповторимого поэта — Ованеса Туманяна.
Природа в творчестве Туманяна — на почетном месте, но человек — на месте еще более высоком. И этот человек, воспетый поэтом, никогда не отступает перед трудностями, не уходит от борьбы, а, наоборот, ищет ее.
Еще в детстве Ованесу резко бросилось в глаза, что «один из нас — богатый, а другой — бедняк». И вот с этого самого времени Туманян начинает приближаться к народу, к его думам и стремлениям. Богатые и бедные, цари и рабы, тунеядцы и трудящиеся все время сталкиваются между собой в стихах и прозе Туманяна. Именно это и отличает поэзию Туманяна от поэзии его литературных предшественников. Ованес Туманян сумел увидеть в страданиях армянских бедняков страдания бедняков других народов. И полились тут «Стоны» поэта на весь мир, стоны, сравнимые, может быть, лишь со стонами Некрасова и Шевченко. Ведь это были не просто стоны, а энергичный протест. Да и как же было не протестовать поэту?
В 90-х гг. прошлого столетия английская буржуазия, преследуя свои корыстные цели, искусственно подготовила постыдную армянскую резню в Турции. Армяне бежали из Турции в разные страны, в том числе и в Россию. Но здесь, в царстве Николая Кровавого, их встретили презрением и насмешкой. «Армения нужна нам без армян», — так заявил министр иностранных дел князь Лобанов-Ростовский.
О том, как жили армяне в России, правдиво и ярко написал Туманян в рассказе «Гикор». Бедный армянин, не имеющий за душой ни копейки, отдал своего сына на выучку купцу. Но купец так выжимал силы из Гикора, что тот но выдержал и умер. Сколько умирало тогда таких несчастных Гикоров, старых и молодых, под тяжелым гнетом армянских и русских помещиков, купцов и промышленников!
В начале XX в. Ованес Туманян начал бороться разящим бичом сатиры против царского насилия, против власти богатеев. Как художник Ованес Туманян становится теперь более мудрым и спокойным. В стихотворении, написанном в 1909 г., он признается:
Это был настоящий «перевал» в творчестве Ованеса Туманяна. Он ощутил в себе особую силу — силу, которая помогала бороться против врагов человечества и Котляревекому, и Гоголю, и Салтыкову-Щедрину, и Шолом Алейхему. Сила эта — смех. И как мастерски владеет он своим новым оружием! Как метко, в самое сердце поражает он врагов! Вот маленькая сказочка, в которой Туманян сравнивает царя с лжецом. А обличает царя во лжи обыкновенный, непримечательный с виду бедный крестьянин. В другой сказке — «Царь и коробейник» Ованес Туманян прямо говорит: «Пока существует царь и воин, господин и раб — не быть на земле ни правдивому слову, ни жизни, ни любви».
Но этот гневный сатирик сердечно и нежно умел разговаривать с детьми. Его стихи, его сказки и рассказы для детей — значительные явления мировой поэзии.
Великий армянский поэт обращался со своим словом не только к родному народу. Известно его обращение к грузинским поэтам, в котором выражен горячий призыв к братству народов.
Многочисленные переводы Туманяна говорят о том, что поэт знал, любил и неустанно разъяснял своему народу творчество Шекспира, Байрона, Гёте, Фирдоуси, Руставели, Пушкина, Чавчавадзе, Шевченко, Некрасова.
Особенно любил он Шевченко. На его рабочем столе всегда лежал «Кобзарь». Это он перевел песню «Ревет и стонет Днепр широкий», которую пел по-армянски в своей семье.
Ованес Туманян одним из первых приветствовал Советскую власть. И сегодня, в советскую эпоху, сделано все для того, чтобы творческое наследие поэта принадлежало народу.
Комментариев нет:
Отправить комментарий