реклама 545.su

вторник, 12 октября 2021 г.

Отзывы о И. А. Гончарове (1812-1891)

 В 1859 г. в журнале «Отечественные записки» был напечатан роман «Обломов» Номера журнала разошлись молниеносно. Романом зачитывались во всех слоях общества, он вызывал оживленные споры. «Нужно было жить в то время, — писал много лет спустя один из современников, — чтобы понять, какую сенсацию возбудил этот роман в публике и какое потрясающее впечатление произвел он на общество». Роман затрагивал многие наболевшие вопросы русской жизни крепостной эпохи. Автором его был Иван Александрович Гончаров.

Родился Гончаров в Симбирске в богатой купеческой семье. Когда он окончил частный пансион, родители отдали его в Коммерческое училище. Но мальчика больше всего интересовала литература. При училище была прекрасная библиотека. Там, забыв обо всем, он часами просиживал над книгами, запоем читал и даже пытался писать. В 1831 г. И. А. Гончаров поступил на словесное отделение Московского университета. После университета он служит чиновником в Симбирске, а с 1835 г.— в Петербурге. Быт и нравы провинциального и столичного чиновничества дали наблюдательному молодому человеку богатый материал для его будущих произведении.

Литературную деятельность Гончаров начал как поэт и автор романтических очерков и повестей, оставшихся совершенно незамеченными.

В 1847 г. журнал «Современник» опубликовал первый роман Гончарова — «Обыкновенная история», который сразу же принес широкую известность молодому автору. В этом романе Гончаров уже выступает как сложившийся художник слова, представитель школы критического реализма.

В «Обыкновенной истории» Гончаров изображает Россию 30-х гг., показывает, как начинает ломаться патриархально-помещичья жизнь, как складываются новые буржуазно-капиталистические отношения.

Герой романа молодой Адуев жил в своем имении, огражденный от всяких житейских невзгод. Он едет в Петербург искать счастья. Но там его наивные романтические представления сталкиваются с трезвой прозой жизни. Жизнь втягивает его в свой водоворот, заставляя стать дельцом и карьеристом. С Адуевым происходит «обыкновенная история» превращения мечтателя, «романтика» в трезвого чиновника.

Белинский оценил роман Гончарова, как «страшный удар романтизму, мечтательности, сентиментальности, провинциализму» — этим порождениям крепостнического уклада жизни.

Следующий роман Гончарова — «Обломов» тоже посвящен дореформенной России. И если Адуев в «Обыкновенной истории» все же стремится вырваться из обстановки затхлости и застоя, то герой нового романа — Обломов «заглохнул в дичи».

С необычайным мастерством нарисовал Гончаров на примере Обломовки, имения, в котором родился и вырос герой, жизнь уездного барства, которое существовало за счет труда крепостных крестьян. Безделье, отсутствие всяких интересов и стремлений — вот что характеризует жизнь обитателей Обломовки. Десятки лет они дремали, ели, пили, и ничто не нарушало спокойного однообразия их жизни. Труд считался у них наказанием. Таким же воспитывали они и молодое поколение.

Илюша — живой и жизнерадостный мальчик. Но все его попытки что-нибудь сделать с раннего детства пресекались взрослыми. В результате он вырос совершенно неприспособленным к труду. Обломов получил образование, которое открывало ему широкую дорогу в жизнь. Он даже мечтал служить России, «пока станет сил». Но лень и безразличие к жизни у него были столь глубокими, что все его благородные мечты остались неосуществленными.

Он превращается в ленивца и байбака, труд для которого тошен. Уже к началу действия романа Илья Ильич «свернулся, точно ком теста, и лежит», обрюзг не по летам.

Обломов постепенно и незаметно для себя порывает связь с обществом. Он отгоняет от себя всякие житейские заботы, снова и снова отодвигая важные дела «на завтра».

Судьба Обломова была типичной для многих дворянских интеллигентов 40-х гг. XIX в. Его история — это история духовной гибели человека, незаурядные задатки которого подавлены крепостническим укладом русской жизни.

В своем творчестве Гончаров стремился показать, что разлагающее влияние крепостного строя сказывалось не только на поместном дворянстве, но и на других привилегированных слоях общества. Так, в романе «Обрыв» (1869) писатель, показав дилетанта от искусства, неспособного создать что-либо значительное, — Райского, осудил обломовщину аристократических кругов дворянской интеллигенции. Но, правильно критикуя дворянскую интеллигенцию, Гончаров в то нее время неверно изображает в этом романе демократическую молодежь 60-х гг. в лице другого героя «Обрыва» — Марка Волохона. Его Марк Волохов — человек без моральных принципов, себялюбец и в сущности столь же никчемный, как и Райский.

Во всех трех романах — «Обыкновенная история», «Обломов» и «Обрыв» — отмечено одно и то же социальное явление: нарождение русского капитализма. Разоблачая праздность и неприспособленность к труду дворянства, Гончаров пытается увидеть героя своего времени в образе дельца-предпринимателя буржуазного типа. Это — Адуев-старший, дядя главного героя романа «Обыкновенная история», друг Обломова Штольц, в какой-то мере и помещик Тушин из романа «Обрыв» — энергичные, деловые, предприимчивые люди. Но вся их деятельность сводится к накоплению. Они не доросли до идеала настоящего общественного деятеля; никто из них не сумеет на языке, понятном для русской души, сказать всемогущее слово «вперед».

Замечательны образы русских женщин, созданные Гончаровым: с одной стороны, Наденька, Ольга Ильинская, Вера — умные, талантливые, глубокие натуры, с другой — яркая, жизнерадостная Марфинька и величавая старуха-помещица бабушка Татьяна Марковна. Через всю трилогию писатель проводит мысль о том, что женщина призвана играть важную роль в общественной жизни.

Особняком среди произведений Гончарова стоит «Фрегат «Паллада» (1855—1857). Эта книга — путевые очерки, написанные в результате кругосветного путешествия писателя на русском фрегате «Паллада» в 1852—1855 гг. Писатель ярко и увлекательно рассказывает о жизни разных народов. Особенно интересны очерки об угнетенных народах Азии. С негодованием пишет он о принудительном труде порабощенных народов в колониях. В одном из очерков Гончаров рисует непривлекательный образ английского хищника-дельца, зловещую «фигуру в черном фраке, в круглой шляпе, в белом жилете с зонтиком в руках». Таких предприимчивых хищников писатель видел не только на лондонской бирже, но и на плантациях Китая Филиппин, на юге Африки.

Писал Гончаров и критические статьи. Его статья «Миллион терзаний» — замечательная характеристика «Горя от ума» А. С. Грибоедова.

Гончарову-художнику было присуще внимание к реальной жизни со всеми ее повседневными мелочами. Он пристально всматривается в окружающую действительность, наблюдает и оценивает ее. «Мелкие подробности, беспрерывно вносимые автором и рисуемые им с любовью и с необыкновенным мастерством, производят, наконец, какое-то обаяние. Вы совершенно переноситесь в тот мир, в который ведет вас автор», — справедливо заметил Н. А. Добролюбов. Реализм Гончарова проявился и в его языке. В поэтическую речь Гончарова-романиста широким потоком вливаются колоритные просторечные слова, придающие ей живость и задушевность, яркую выразительность.

Темой творчества Гончарова, великого писателя-патриота, всегда была Россия, ее судьба. Во всех своих произведениях он стремился ответить на неотложные вопросы, которые выдвигались русской жизнью. Но его герои не умирали с началом новой эпохи в жизни страны. Как замечательные образцы художественного мастерства и как психологические типы они живут и сейчас. В. И. Ленин использовал образ Обломова, когда боролся с праздностью, с разгильдяйством, косностью, отдельными пережитками «обломовщины», которые мешали социалистическому строительству.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Отзывы о городе Ростов-на-Дону

Ростов-на-Дону является крупным административным, экономическим, культурным, научно-образовательным, промышленным центром и важнейшим трансп...