В своеобразном, резко очерченном характере, в жизни и творчестве замечательнейшего русского поэта Гаврилы Романовича Державина, как в зеркале, отразилась полная противоречий эпоха XVIII столетия.
Выходец из мелкопоместных казанских дворян, рано потерявший отца, вместо окончания гимназии призванный на военную службу, Державин прошел трудную, полную лишений и тяжких испытаний школу жизни. «В сей-то академии нужд и терпения научился я и образовал себя», — говорил он позднее.
Первые стихотворные опыты Державина относятся еще к тому времени, когда он, не в пример дворянским сынкам из состоятельных семей, служил простым солдатом в Преображенском полку в Петербурге. Но особенно думать о поэзии не очень-то приходилось. Вместе с полком участвовал он в дворцовом перевороте, поставившем на престол Екатерину II. После многих лет службы, получив, наконец, офицерский чин, Державин принял участие в подавлении пугачевского восстания.
Решительный и смелый, всегда прямой, независимый в суждениях, с сильно развитым чувством собственного достоинства, Державин неизменно вызывал резкое неудовольствие со стороны своих начальников. Главнокомандующий граф Петр Панин даже грозил повесить его вместе с Пугачевым; его обошли наградами, было признано, что он «недостоин продолжать военную службу». Пробыв несколько лет на гражданской службе под начальством одного из самых влиятельных вельмож того времени, грубого невежды князя Вяземского, бешено возненавидевшего своего умного и самостоятельного подчиненного, Державин вынужден был уйти в отставку.
В эти нелегкие для Державина годы достигло замечательного расцвета его литературное дарование. Стихи его, хотя и без имени автора, появляются в журналах и обращают на себя внимание читателей. К этому времени относится создание одного из самых замечательных по силе мысли и энергии поэтического выражения произведений Державина — оды «На смерть князя Мещерского». Но слава пришла к поэту лишь в 1783 г., после появления его знаменитой, обращенной к Екатерине оды «Фелица» (от латинского слова, означающего «счастье»).
В пору создания «Фелицы» Державин знал Екатерину лишь по «слуху» и искренне верил, что она на самом деле является той, за кого стремилась себя выдать — просвещенной «матерью отечества», неутомимо трудящейся на благо своих подданных, свято соблюдающей законы. Именно так Екатерина изображена в «Фелице». Но произведение Державина наряду с прославлением царицы резко обличает окружающих ее надменных, корыстных и ленивых вельмож.
Как и все писатели того времени, Державин примыкал к классицизму. Однако могучему таланту поэта, стремившегося дать широкую картину действительности, было тесно в рамках правил классицизма. Вопреки им, он соединяет в своей «Фелице» два стихотворных вида, резко отделявшихся друг от друга, и создает небывалое до того произведение — оду-сатиру. Вместе с этим в «Фелице» взамен отвлеченно-условного и одического «певца» возникает живая личность автора, наделенная конкретными автобиографическими чертами. Все это явилось подлинным литературным переворотом. Под пером Державина «высокая» одическая поэзия приближалась к жизни, делалась проще, человечнее.
Екатерина, польщенная одой Державина, вернула его на службу. Энергично поднимаясь по ступеням служебной лестницы, он достиг высших государственных должностей — сенатора, государственного казначея, министра юстиции. По своим политическим взглядам Державин не был противником самодержавно-крепостнического строя. Но, не желая ломать существовавшего государственного здания, он добросовестно и необычайно настойчиво стремился «очистить» его от накопившегося «сора» — произвола, насилия, беззакония сильных мира сего. Поэтому служебная деятельность поэта наряду со взлетами изобиловала и стремительными падениями. Он был отстранен от поста губернатора и предан суду. Императрица, назначив было поэта своим личным секретарем, вскоре поспешила отделаться от него, жалуясь приближенным, что он «грубит» ей при докладах. Павел I подверг Державина опале, а Александр I в 1803 г. окончательно отстранил его от государственных дел.
Смело выступал против злоупотреблений и беззакония Державин и в своих стихах. «Долг поэта в мир правду вещать», — заявлял он. Убедившись в результате личного общения с Екатериной, что созданный им в «Фелице» идеализированный образ царицы резко расходится с действительностью, он отказался писать ей хвалебные стихи. Одновременно он усилил нападки на ее ближайшее окружение. Пушкин имел все основания назвать его «бичом вельмож». В замечательной сатирической оде «Вельможа» с небывалой до того в русской литературе силой художественной выразительности поэт громит «гордящуюся» только «гербами предков», «позлащенную грязь». В лицо всесильным екатерининским фаворитам он бросает негодующе-презрительные строки:
Предельной резкости «грозная лира» Державина (слова Пушкина) достигает в стихотворении «Властителям и судиям», в конце которого поэт призывает небесные громы разразиться над головами «земных богов» — не только князей и вельмож, но и самих царей.
В своих обличительных стихах Державин является одним из родоначальников гражданской поэзии — непосредственным предшественником Радищева, Пушкина, поэтов-декабристов. Вместе с тем в стихах Державина нашла яркое отражение героика его времени, блестящие победы русского оружия. В человеке он больше всего ценил величие гражданского и патриотического подвига. В своих победных одах «На взятие Измаила», «На победы в Италии», «На переход Альпийских гор» и других Державин прославляет не только замечательных русских полководцев — Румянцева и особенно Суворова, но и простых русских солдат — «в свете первых бойцов».
пишет он о всем «добльственном» русском народе в одном из своих поздних стихотворений, посвященных Отечественной войне 1812 г. Во всем этом Державин продолжает и развивает поэзию Ломоносова. Но в отличие от него «певец величия», как назвал его Гоголь, Державин неоднократно спускается с героических высот, первым из поэтов-одописцев живо воссоздает частную жизнь и быт своей эпохи, дает красочные картины природы («Приглашение к обеду», «Евгению. Жизнь Званская» и др.).
Творчество Державина поражает смелостью образов, исключительной яркостью красок, громовой силой звучания и порой небывалой до того в русской поэзии плавностью стиха. Все это свидетельствует о его огромном поэтическом даровании. Однако общественно-исторические условия того времени и недостаточная еще разработанность художественной формы, в частности стихотворного языка, не дали дарованию Державина возможности развернуться во всю мощь. Даже в лучших его созданиях, таких, как прославленная ода «Водопад», наряду с местами, поражающими своей силой и красотой, много лишнего, ненужного, вялого, искусственного, риторического. И все же, несмотря на относительные изъяны и недочеты, поэзия Державина — наиболее яркий и впечатляющий и вместе с тем живой, красноречивый памятник одного из важных периодов истории нашей Родины.
Комментариев нет:
Отправить комментарий